логотип
анонсы
логотип
ru    en
ноябрь 2017
скрыть
скрыть
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      



Билеты у наших партнеров:

Оценка услуг

Евгения Артемова, Музыкальная жизнь, № 9, 2011

05 ноября 2011 в 12:56 / Человеческий голос

Исповедь измученной души

"Голос"  - название и тема нового спектакля Ольги Ивановой, объединившего в постановке Камерного музыкального театра два "голоса" - две исповеди в монооперах композиторов ХХ века: исповедь  "маленького" человека в сочинении Ю.Буцко "Записки сумасшедшего" на собственное либретто композитора по одноименной повести Н.В.Гоголя, и исповедь брошенной женщины в "Человеческом голосе" Ф.Пуленка по пьесе Ж.Кокто в переводе Н.Рождественской.

"Записки сумасшедшего" и Человеческий голос" были написаны почти в одно время (в 1963 и в 1958 гг.), однако сценическая судьба их сложилась по-разному. Если сочинение Пуленка столь популярно на оперных сценах, что стало почти уже классикой, то "Записки сумасшедшего", плохо принятые в свое время советским режимом, по сей день звучали лишь в концертном исполнении.

Несмотря на то, что сочинение Буцко "русское" по своему музыкальному содержанию, а постмодернистская опера Пуленка по-французски изысканна, их объединяют общие сюжетные акценты – и там, и здесь любовный мотив и разбитые судьбы, и там и здесь показаны разные грани человеческого безумия. И там и здесь композиторы вслед за писателями прикасаются к тайнам человеческой души, которые вне времени, и именно поэтому режиссер их объединяет и пытается понять с позиции современного нам человека.

Нынешняя постановка "Записок сумасшедшего" - фактически первая и, надо сказать, удавшаяся во всех смыслах.

Замечательная музыка, сочетающая острые и танцевальные ритмы, широкораспевную мелодию и речевую декламацию в духе Мусоргского, передает в ярких и характерных деталях все душевные "повороты" гоголевского Аксентия Ивановича Поприщина, мечущегося между самоуничижением и самовозвеличиванием, между влюбленностью и безумием, и находит продолжение в сценическом образе спектакля, оформленном, главным образом, средствами видеоарта.

Квадрат белых стен и деревянных половиц палаты сумасшедшего – основной видеообраз, в который неизбежно возвращается заточенная в нем душа героя. Видеоряд на большом экране, продуманный художниками Ириной Акимовой, Юрием Устиновым, компьютерными графиками Денисом Смирновым и Владимиром Бряшевым, столь насыщен ассоциациями, взывающими к подсознанию, что почти гипнотически приковывает внимание зрителя.

Отличное исполнение музыки оркестром п/у Игоря Громова, сумевшим точно и тонко раскрыть замысел авторской партитуры, и молодым солистом театра Андреем Цветковым-Толбиным, пластично и эмоционально рельефно исполнившим сложную партию Поприщина; режиссерские находки, по-своему акцентирующие гоголевскую иронию; характерная пластика, продуманная Алексеем Ищуком, - весь этот музыкально-сценический симбиоз вырос в органичный и проникновенный спектакль.

Вторая моноопера "Человеческий голос", поставленная теми же авторами, воплощена подобными же сценографическими средствами, которые по-своему продолжают замечательно воссозданный музыкальный ряд утонченной многокрасочной партитуры Пуленка.

Одинокая и несчастная героиня, хрупкая и красивая, вызывает сострадательный отклик слушателя в прекрасном исполнении обладательницы кристального сопрано Ирины Курмановой, доносящей крайние эмоциональные состояния измученной женской души. Изломанная пластика героини, красная телефонная трубка, с которой она не расстается, пытаясь снова и снова связаться с возлюбленным, развевающийся шифон занавеса, в котором она запуталась так же, как в своих чувствах – все это сценически воссоздает беспокойный образ, прописанный в музыке. Продолжением его становится цветной видеоряд, наполненный французскими ассоциациями, а его центральным символом – огонь – согревающий, обжигающий, очищающий. В огне одиноких чувств горит душа брошенной Женщины, через огонь она же очищается и возрождается.

Спектакль "Голос" - это замечательное поступление в репертуарный список Московского Камерного музыкального театра. Исследующий душу человека, раскрывающий музыку при помощи новых технических возможностей, наряду с привычными средствами режиссуры, он доказывает, что традиции Б.А.Покровского живы и будут жить в любых, самых новых и самых ультрасовременных условиях.